Классицизм, направление искусства, главным своим смыслом считающий следование образцовой классике, зародился в Риме в начале 17 в., существовал параллельно с барокко как его художественная оппозиция, в общем завершился с началом в Европе романтизма, но не пресекся — его последним крупным художником был Ж. О. Д. Энгр. Этапами классицизма считаются европейский неоклассицизм кон. 18 — 19 вв., русский архитектурный неоклассицизм нач. 20 в.Признавая высшим образцом античное искусство и опираясь на традиции искусства Высокого Возрождения, художники классицизма стремились к изображению мира, основанного на вечных и незыблемых законах разума. Классицизму 17 в. свойствен несколько абстрактный, рассудочный характер художественных идеалов, стремление идеализировать природу и человека, нормативность эстетики, строгая уравновешенность, четкость, пластичность художественных форм. Великими его представителями были французские живописцы Никола Пуссен и Клод Лоррен, создавшие основные «схемы» живописи классицизма (кулисное построение пространства, система трех планов, смена цветовых планов в картине: теплые коричневые тона первого плана, зеленые среднего и голубые, синие третьего, дальнего плана). Пуссена увлекала героика Древнего Рима, идеал всепобеждающего чувства долга. Космические панорамы мира Лоррена — чистая природа, исполненная нюансов настроений, его главная тема — свет во всех тончайших своих изменениях. Главную задачу художника Пуссен и Лоррен видели в поиске и отборе им из мира Природы идеальных форм, сама идеальная природа понималась как архитектура, скульптура, живописное полотно, в котором все подчиняется закону его творца. Личный талант этих двух мастеров был много шире законов и ограничений самого стиля, но выразил главные его черты: упорядоченность и логичность всех живописных построений, их разумную организацию, обращение к вневременным, внеэмоциональным темам природы, человеческой истории и жизни. Многочисленные последователи Пуссена и Лоррена (крупнейшие — Гаспар Дюге-Пуссен, Шарль Лебрен) лишь более или менее талантливо следовали манере своих великих учителей.Господство барокко в европейском искусстве и архитектуре наложило свой отпечаток на развитие классицизма. Наряду с великолепием, помпезностью и мегаломанией барокко строгая организованность (до регламентации, безличности) классицизма была взята на вооружение европейскими абсолютистскими монархиями как 17–18, так и 1-й пол. 19 вв. Логика развития архитектуры классицизма — от изысканного, в духе греческой классики, восточного крыла Луврского дворца (кон. 16 — нач. 17 вв.) до грандиозного Версаля с его парками (архитектор А. Ленотр), в которых человек теряется и осознает себя лишь малой частью громадного мира, логичной и до мелочей продуманной системы (отсюда неслучайной кажется ипостась классицизма в сталинскую эпоху в советской России).Классицизм 18 в., крупнейшим живописцем которого был Давид, обращался прежде всего к гражданственным, республиканским идеям античности, к темам борьбы против тирании, торжества общественного долга над личными чувствами (яркий пример: «Клятва Горациев» Давида). Политическая ситуация во Франции эпохи Великой Французской революции оказалась очень благоприятной для развития классицизма, превратившегося в догму и риторику, менялись только ориентиры: если Революция видела свои идеалы в эпохе Римской республики, то наполеоновское время ориентировалось на искусство императорского Рима (ампир). С наибольшей определенностью особенности стиля ампир выразились в архитектуре и прикладном искусстве 1-й четв. 19 в., наиболее интересном в России александровского времени. Своеобразный и блестящий вариант классицизма был создан на русской почве в архитектуре М. Казакова, Д. Кваренги, А. Захарова. К. Росси, А. Воронихина, в скульптурах М. Козловского, И. Мартоса.

ЛОРРЕН (Lorrain) Клод (наст. имя Клод Желле — Claude Gellee) (1600, Шамань, близ Нанси — 23 ноября 1682, Рим), французский пейзажист, один из основоположников классицизма в европейском искусстве 17 в.

Классицизм, Клод Лоррен. «Полдень». 1651. Эрмитаж.
Классицизм, Клод Лоррен. «Полдень». 1651. Эрмитаж.

ЖИРАРДОН (Girardon) Франсуа (1628-1715), французский скульптор, представитель классицизма. Мастер импозантных, монументально-декоративных композиций (группа «Аполлон и нимфы» в парке Версаля, 1672).

классицизм - Фонтан главной аллеи Версаля. Декоративная скульптура Франсуа Жирардона и Антуан Куазевокса.
Классицизм, Фонтан главной аллеи Версаля. Декоративная скульптура Франсуа Жирардона и Антуан Куазевокса.

ТОРВАЛЬДСЕН (Thorvaldsen) Бертель (1768 или 1770-1844), датский скульптор. Представитель классицизма. Пластическая завершенность, холодная сдержанность и идеализация образов («Ясон», 1802-1803).

классицизм -   Бертель Торвальдсен. «Меркурий со свирелью». Мрамор. 1818. Музей Торвальдсена. Копенгаген.
Классицизм, Бертель Торвальдсен. «Меркурий со свирелью». Мрамор. 1818. Музей Торвальдсена. Копенгаген.